Пишите мне:
evs1205@yandex.ru
Главная > Коллегам > Методический сундучок

Методический сундучок

Конспект  интегрированного  занятия

"Осень  в  произведениях композиторов, художников и поэтов".

Дети заходят в зал  (звучит I часть концерта для скрипки с оркестром «Осень» А.Вивальди), слушают музыку, рассматривают осенние пейзажи.

М.р:  Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, догадались, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие…

Посмотрите,  какие прекрасные осенние пейзажи украшают сегодня наш зал.  И  это не случайно. Осень бывает такая разная! Природа одета в разноцветные наряды. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся яркая  красота природы увядает. А потом появляется и  снежок – первый вестник зимы. Все эти переодевания природы бывают осенью.

Ребята, скажите, пожалуйста, какая осень изображается в музыке А.Вивальди. Какой здесь образ? Какую картину можно представить?  Ответы детей:  (яркая, красочная, торжественная…)

                   Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы нашли на нашем вернисаже картину, созвучную музыке Антонио Вивальди, близкий образ, похожее настроение.

Ответы детей. (Остроухов «Золотая осень», Левитан «Золотая осень). Беседа о картинах.

         Поэты тоже любят изображать осень в своих произведениях. Вы, ребята знаете много стихов, посвященных осени.

                                      Листопад

         Лес, точно терем расписной,

         Лиловый, золотой, багряный,

         Веселой, пестрою стеной

         Стоит над светлою поляной.

         Березы желтою резьбой

         Блестят в лазури голубой,

         Как вышки, елочки темнеют, 

         А между кленами синеют

         То там, то здесь в листве сквозной

         Просветы в небо, что оконца…

         Сегодня на пустой поляне,

         Среди широкого двора,

         Воздушной паутины ткани

         Блестят, как сеть из серебра.

         Сегодня целый день играет

         В дворе последний мотылек

         И, точно белый лепесток,

         На паутине замирает,

         Пригретый солнечным теплом;

         Сегодня так светло кругом,

         Такое мертвое молчанье

         В лесу и в синей вышине,

         Что можно в этой тишине

         Расслышать листика шуршанье.

         Лес, точно терем расписной,

         Лиловый, золотой, багряный,

         Стоит над солнечной поляной,

         Завороженной тишиной…  

                                                                  И.Бунин

Муз.рук:    Вы заметили, как близки по настроению произведения Левитана  и  Бунина?!

         Есть в осени первоначальной

         Короткая, но дивная пора –

         Весь день стоит как бы хрустальный,

         И лучезарны вечера…

         Где бодрый серп гулял и падал колос,

         Теперь уж пусто все – простор везде, -

         Лишь паутины тонкий волос

         Блестит на праздной борозде.

         Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

         Но далеко ещё до первых зимних бурь –

         И льется чистая и теплая лазурь

         На отдыхающее поле…       

                                               Ф.И.Тютчев

М.Р.:  (мечтательно)      И льется чистая и теплая лазурь

                                                На отдыхающее поле…   

М.р. начинает играть «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского.    

М.Р.:          Послушайте какое близкое настроение, какая теплая, чистая и                   ласковая мелодия!  Вы узнали музыку? А теперь покажите,               пожалуйста, как вы чувствуете эту музыку, подвигайтесь под           нее.  Дети танцуют под «Осеннюю песню»  П.И.Чайковского.

М.Р.: Какая легкая прозрачная фактура в этой музыке, а есть ли в нашем вернисаже созвучная картина.

Дети рассматривают картины, выбирают.

Беседа о картине.

         Грустно бывает осенью, порывы ветра срывают с деревьев листочки и кружатся они в своем печальном хороводе, грустя и вспоминая о лете.  Давайте представим себе их пение и танец. 

Дети исполняют  «Песню и танец осенних листьев» Муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой.

Из всех  поэтов хочется отметить особую любовь к осени А.С.Пушкина. «Осень…любимое мое время…пора моих литературных трудов», говорил Пушкин.

         …И пробуждается поэзия во мне…

         …

         И мысли в голове волнуются в отваге,

         И рифмы легкие навстречу им бегут,

         И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

         Минута – и стихи свободно потекут…

Давайте, прочтем стихотворение об осени А.С. Пушкина.    

                  Унылая пора! Очей очарованье!

                   Приятна мне твоя прощальная краса –

                   Люблю я пышное природы увяданье,

                   В багрец и золото одетые леса,

                   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                   И мглой волнистою покрыты небеса,

                   И редкий солнца луч, и первые морозы,

                   И отдаленные седой зимы угрозы.

М.Р.:          Вот мы и подошли к самому грустному периоду  осени – поздней осени, когда уже чувствуется дыхание зимы, выпадает первый снежок. Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей! Летишь, а вокруг просторы полей, мелькают деревья, припорошенные снегом, а на солнце сверкают снежинки. Как красиво вокруг!

М.р.: Ребята, сейчас мы послушаем произведение П.И.Чайковского «На тройке». Раньше на Руси, когда катались на тройке, привязывали под дугой колокольчики. Со звоном ехать было веселее, а в пургу, в непогоду со звенящими колокольчиками легче не сбиться с дороги. В пьесе «На тройке» передана картина поздней осени, когда снег уже выпал и зима совсем близко, но нет ещё сердитых морозов. Но можно уже прокатиться на тройке под звон переливчатых колокольчиков.

Звучит музыка. П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке»

Вот какая разная бывает осень. И не смотря ни на что, мы все-таки очень её любим. Давайте споем об осени песню.      Песня Л.Марченко  «Осенний бал».

Восп:                   А сейчас мы с вами пройдем в группу, чтобы нарисовать осенние  пейзажи.

Дети рисуют осенние пейзажи под звучание музыки.

_________________________________________________________________________________

Сценарий  "Открытия сезона  классической  музыки"
Презентация к  сценарию (скачать)

М.р: (Слайд №1)  Ребята, сегодня состоится замечательный праздник – Открытие сезона классической музыки в нашем детском саду! Осенью  все театры, концертные залы распахивают двери для новых встреч со своими зрителями, начинаются выступления артистов, концерты, спектакли. Так происходит до самого лета. Потом наступают каникулы и следующей осенью всё начинается с начала. Сегодня у нас в детском саду состоится такое открытие, и помогут нам его провести наши новые друзья – ученики и педагоги детской музыкальной школы имени Артоболевской. Сегодня мы с ними познакомимся. Но прежде чем начнется наш концерт,  я хочу пригласить вас на концерт классической музыки, который проходил в волшебной, сказочной стране!  Смотрите внимательно!
Дети смотрят фрагмент мультфильма «Концерт» из серии «Уроки доброты»
М.р:  Ребята, скажите, пожалуйста, все ли герои мультфильма одинаково поняли музыку? Какие образы возникали у них в воображении?  (ответы детей).   Конечно, образы у всех разные, но настроение музыки все герои этой истории почувствовали правильно.  Так о чем же может рассказать музыка? (рассказать о времене года и нарисовать пейзаж, изобразить сказочного героя  (Бабу-Ягу или Царевну-Лебедь), передать настроение человека, развеселить,  погрустить вместе с нами). А вы знаете, ребята, ведь музыка даже умеет шутить! И мы слушали с вами такие произведения, например,  «Шутку»  и «Юмореску».
          А наша сегодняшняя гостья  (ученица 2 класса музыкальной школы) сыграет нам произведение «Шуточка» Селиванова.
         И ещё одно произведение подарит нам Саша. Оно называется «Солнечный денек».
М.р.:  Музыка может изобразить и солнечный денек, и пасмурный унылый. Какой разной может быть осень, правда, ребята.  Давайте,  полюбуемся осенними пейзажами и послушаем музыку  П.И.Чайковского.
На экране подборка осенних пейзажей разных художников (слайды №2-11)
Слайд №12   Вдруг как бы издалека начинает звучать «Сладкая грёза» в исполнении фортепиано (буквально одна фраза).
М.р.:    Что это за музыка, ребята, вы узнали? Конечно, «Сладкая грёза» П.И.Чайковского. А кто из вас знает, что такое грёза?  (ответы детей). Да, это мечта! Вы ведь тоже любите мечтать, правда, ребята? Сейчас, слушая прекрасную музыку П.И.Чайковского, мы с вами помечтаем, каждый о своем, но сначала отгадайте, какой инструмент исполнит сегодня для нас это произведение?   Слайд №13
Инструмент этот - скрипки сестрица.
Ее верный, ближайший друг,
Быть глубоким и нежным стремится
Ее низкий чудесный звук.                        (Виолончель)
 
Исполняется на виолончели «Сладкая греза» П.И.Чайковского   
М.р.:  А сейчас прозвучит ещё одно произведение для виолончели  -  Л.Бетховен  «Контраданс».
М.р.:    Ребята, а вы знаете, что такое контраданс?  Контраданс – это старинный английский  танец.
М.р.:  Мы с вами тоже знаем различные танцы, например, «Итальянскую польку», которую написал С.В.Рахманинов.  Давайте потанцуем  (Слайд №14)
 
«Итальянская  полька» С.В. Рахманинова  (танцуют дети подготовительной группы)
М.р.:  А дети старшей группы исполнят Польку И.Штрауса на музыкальных инструментах.  
«Полька – Анна»   И.Штрауса   (игра с музыкальными инструментами)
М.р:  А сейчас мы с вами услышим инструмент, который относится к группе деревянных духовых инструментов. Давайте вспомним эти инструменты (флейта, гобой, фагот, кларнет). 
«Детская песенка» Андрея Эшпая   прозвучит в исполнении кларнета (Слайд №15)
 Еще одна «Детская песенка» Андрея Эшпая  прозвучит на саксофоне (слайд №16)
М.р.: Ну что ж ребята, мы слушали с вами сегодня  замечательную музыку, которая подарила нам сказку, изобразила  осенние пейзажи,  дала нам возможность помечтать и развеселила.   (Слайд №17)
Концерт окончен, музыка вдруг смолкла…
Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго ещё звучать для каждого из вас.
И будет звать в неведомые дали, звенеть,  искриться радугой-дугой,
Как будто вам Жар-птицу в руки дали, и  напоили всех живой водой!
                                                                                                               (К. Ибряев)
____________________________________________________________

Музыкально-спортивный досуг "В гости к бабушке Яге"
Дети входят в зал. Ведущая в руках держит конверт-письмо:
 
- Сегодня к нам в сад пришло очень странное письмо. На конверте написан наш адрес, номер сада 2195, номер группы 5, и это все правильно, но адрес отправителя неизвестен (показывает детям конверт).  Послушайте, ребята, я прочитаю вам письмо: «Дорогие дети! У меня сегодня День рожденья, и я всех приглашаю к себе в гости, очень жду! Но не забудьте принести с собой подарочки. А подарочки, вот такие – радость, веселье, смех, песни, пляски, ловкость, смелость, знания, умения и терпение». Все! Больше ничего не написано. Кто писал… К кому идти на день рождения?Дети, а может быть, здесь есть у нас в зале какая-нибудь подсказка? Давайте посмотрим.
 
Дети рассматривают зал и находят прямоугольные карточки на ковре зала.
 
Ведущая предлагает детям посмотреть, что это такое. Дети переворачивают карточки и получают набор букв.
 
Ведущая: А ведь из этих букв можно составить слова. Давайте попробуем, может быть действительно составленные слова, подскажут нам от кого это письмо.
 
Дети составляют вместе с ведущей слова. Просит прочитать, что получилось.
 
Дети: Баба Яга
 
Ведущая: Ну вот, мы и отгадали. В гости нас пригласила Баба Яга. Дети, скажите, кого бы Баба Яга могла пригласить к себе на день рожденья,  ведь у Бабы Яги  тнаверняка есть друзья? Назовите их!  ( Кикимора, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Снежная Королева, Леший и др.)
 
Ведущая: Молодцы! Вы правильно думаете. А вот кого она пригласит на самом деле, мы увидим. И так отправляемся! 
 
Дети: Да!                         
 
Под музыку дети змейкой мягким пружинящим шагом отправляются в путь.
 
Раздается музыка (песня «Леший», а/к «Злодейские песенки»). Входит Леший, танцует.
 
Леший: По лесу я иду, иду никак Ягу не найду. Уж как же я ее люблю. Я подарок ей несу и цветы ей подарю. (Осматривается – видит детей) А вы, что делаете?
 
Ведущая: Нам Баба Яга прислала письмо, пригласила нас к себе на день рожденья.
 
Леший: На день рожденья? А вы меня с собой возьмете? Без меня вы пропадете. Избушка Бабы Яги находится в дремучем лесу, идти надо через чащу, по болотистым местам. А я все тропинки, все дорожки  знаю, ведь я же Леший, я хозяин леса.
 
Ведущая: Давайте возьмем Лешего с собой, он нам поможет. И так отправляемся.
 
Дети идут за Лешим через чащу (бег змейкой), продолжают идти по подземному туннелю (пролезают через длинный мешок), перепрыгивают через ямы. Дети справляются со всеми препятствиями и вместе с Лешим подходят к домику Бабы Яги (тихо садятся на стульчики).
 
Выходит Баба Яга,  несчастная, расстроенная, и поет:  
 
Пусть зовут меня Баба Яга,
 
Только есть праздник и у меня,
 
Почему же за столько веков,
 
Никогда не дарили цветов?
 
Ох, ты, ох, моя беда!
 
Ох, я бедная Яга!
 
Хоть кто-нибудь бы пришел, все меня забыли. 300 лет живу на свете, день рожденья у меня, и поздравить некому, даже подружки мои любимые не пришли. А какая я могла быть красивая, счастливая.
 
Играет музыка (песня «Бабка-Ежка» Т.Морозовой) Баба Яга пляшет, замечает детей, радуется и приглашает их на пляску.
 
 Баба Яга: Ну вот, почти все гости пришли, и Леший здесь,  нет только моей подружки Кикиморы.
 
Звучит музыка – появляется Кикимора, танцует и поет песню:
 
Целый век провела я в болоте,
 
Вся промокла, продрогла совсем,
 
Но зато я в особом почете,
 
Да и нравлюсь решительно всем.
 
Головастикам и мушкам,
 
И пиявкам и лягушкам,
 
Водомеркам и ужам,
 
Комарам и червякам
 
И говорит: Значит, я не зря плутала? Значит, я туда попала? Вот моя подружечка – Ягушечка (целует Ягу). А кого это ты тут пригласила? Маленькие какие-то, хиленькие, сидят, дрожат, боятся или замерзли? Посмотри, а меня-то не узнали: я ж Кикимора лесная. Что-то поколдовать так захотелось. Сейчас поколдую, поколдую, и начнется у вас здесь дождь!
 
Играет музыка. Дети танцуют танец с зонтиками.
 
Кикимора (хитро): Не испугались, не промокли. Хороших гостей ты пригласила. А подарки, они тебе принесли, поздравили с юбилеем?
 
Ведущая: Ну что, дети, поздравим бабушку.
 
Дети выходят, встают полукругом, исполняют песню «Поздравляем с юбилеем Бабушку Ягу»
 
Баба Яга: Вот это подарочек, так подарочек, спасибо мои хорошие, спасибо мои дорогие. А ты, Леший, подарок мне принес?
 
Леший: Для тебя, бабуленька, для тебя, Ягуленька, подарок самый дорогой. Будь моей невестою, будь моей женой.   Леший подходит к Бабе Яге и дарит ей цветы.
 
Кикимора (возмущается): Все ей! Подарки ей!  Поздравления ей! И жениха тоже ей! Я тоже хочу! (обижается).
 
Баба Яга: Ну не обижайся Кикимора, мы же с тобой лучшие подружки!
 
Кикимора: Да, ладно, ладно, но в следующий раз вы все ко мне на день рождения придете? Договорились?
 
Леший рассказывает, что разыскивая Бабу Ягу, он вместе с ребятами преодолел очень сложный путь. Кикимора и Баба Яга не верят и предлагают испытать детей.   Проводятся эстафеты. (Бег в мешках, перетягивание каната, передача атрибута).
 
Кикимора: Да! Молодцы, ребята! Сильные, ловкие, быстрые, а шутить-то они умеют?
 
Ведущая: Конечно! Давайте,  всех повеселим !
 
Дети выходят и поют шуточные частушки о спорте:
 
Мы веселые ребята
 
И нигде не пропадем.
 
Мы со спортом очень дружим,
 
 Про него сейчас споем!                                  
 
                   Припев:  Вот так-так! Вот так-так!
 
                                      Ты не зазнавайся.        
 
                                      Если хочешь быть здоров –       
 
                                      Спортом занимайся! 
 
2. Хоть оценки и не очень,
 
Саша в спорте знаменит,                            
 
Потому что, между прочим,  
 
Он ушами шевелит.                      
 
                   Припев.                                                         
 
                                               3. На уроке Витя с Борей            
 
                                               Толковали о футболе,                           
 
                                               Забивали вместе гол,                   
 
                                               Получили вместе кол.                           
 
                                                                  Припев.
 
4. Мы в поход вчера ходили,
 
Там из лужи напились.
 
В животе у нашей Лили
 
Три лягушки завелись.
 
                   Припев.
 
                                               5.Всех быстрей  Андрей бежит
 
                                               И съезжает с горки,
 
                                               На занятиях дрожит,
 
                                               Словно мышка в норке.
 
                                                                  Припев.
 
6.Говорил друзьям Сережа:
 
«Смел я, ловок и силен!»
 
Вдруг на встречу вышел ежик -
 
И смельчак залез на клен!
 
                   Припев.                                                
 
                                               7.Хороши наши частушки,
 
                                               И напев у них простой.
 
                                               На сегодня петь кончаем –
 
                                               Ставим точку с запятой!
 
 
 
Баба Яга: Ох, повеселили, так повеселили! Ноги сами в пляс идут.
 
Звучит музыка «Частушки Бабок-Ежек» а/к «Злодейские песенки).  Баба Яга, Леший и Кикимора пускаются в пляс. Не могут отдышаться. На смену им танцуют дети. 
 
Танец «Кремена»
 
 
Баба Яга: Спасибо Вам, гости дорогие, что пришли на мой день рожденья, не забыли Бабушку Ягу. Давно не видела такого веселья, всю жизнь помнить буду. Хочу и вам сделать подарочек. Подарю-ка я вам лукошко. Лукошко это не простое, в нем дары и богатства моего леса (коренья, шишки, желуди, перья удивительных красивых птиц). Из всего этого вы сделаете игрушки, а я приеду к вам посмотреть.  А ещё  я хочу вас угостить…  Сама пекла!  (угощает всех гостей печеньем).  До свидания, до скорой встречи!
 
Дети принимают угощение, благодарят и под музыку уходят из зала.
_______________________________________________________________

Конспект  интегрированного занятия  "Зимние пейзажи. Теплые и холодные тона"  (скачать)
Приложения:
Презентация "Зимние фотопейзажи"  (скачать)
Презентация "Зимние пейзажи"  (скачать)

Проект "Кукла, танцующая фламенко:
Презентация проекта (скачать)
Описание проекта с фотографиями (Скачать)
 

Сценарий "Здравствуй, лето"  (с блоком для выпускников)

Праздник, посвященный началу учебного года



 

 

 

 

 

Новости

28.12.2017
Проект "Снежная королева"
02.11.2017
Внимание!!! Методическое объединение музыкальный руководителей г.Москвы
11.10.2017
Открытие семинара "Истоки творчества" 2017-2018
все новости

Быстрая связь